Развитие письма в монтессори-педагогике (зона русского языка)
Развитие письма в монтессори-педагогике (зона русского языка)
В монтессори-педагогике ребенок учится писать раньше чем читать. Ведь этот процесс, в котором преобладают психомоторные процессы, легче, чем чтение, в которое вовлечен интеллект ребенка.
Показать полностью…
Подготовка ребенка к письму начинается с самого раннего детства и включает в себя комплекс упражнений для развития навыков, необходимых в письме. Таким образом, ребенок начинает писать буквы без прописей и длинных столбиков палочек, принятых в традиционной педагогике.
Упражнения практической жизни, казалось бы, только учащие ребенка самостоятельности, на самом деле, отлично тренируют мелкую моторику руки и подготавливают ребенка к письму.
А писать непосредственно буквы он учится при помощи того, что много раз обводит пальчиками шершавые буквы алфавита.
Осталось научиться держать карандаш. С этой задачей прекрасно справляются рамки-вкладыши, с помощью которых ребенок делает не скучные палочки, а красивые рисунки-штриховки.
Обычно работа, когда некоторые из букв уже знакомы ребенку, проходит следующем образом:
1. Ребенок обводит знакомую шершавую букву двумя пальцами правой руки и называет ее (напоминаем, что произносится звук)
2. Ребенку предлагают написать эту букву на манке. Таким образом ребенок тренируется, но может сам легко стереть не устраивающий его результат. Так ребенок может тренироваться достаточно долго, пока буквы не станут более-менее похожими на оригинал.
3. Ребенок тренируется в письме мелом на досочке. При этом варианте ребенок также может сам стереть результат.
4. Когда буквы на досочке получаются, можно переходить к письму на разлинованной бумаге карандашом.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ-ВКЛАДЫШИ
Материал: 2 подставки с 5 розовыми металлическими рамками каждая. Сторона рамки длиной 14 см. К рамкам прилагаются следующие вкладыши синего цвета: квадрат, прямоугольник, круг, эллипс, яйцо, трапеция, пятиугольник, треугольник, квадрат с 4 полукружиями. В середине каждого вкладыша имеется кнопка. Твердая подставка, листы бумаги 14 х 14 см, разноцветные карандаши.
Показать полностью…
Прямая цель: интенсивная тренировка тонкой моторики для подготовки к письму. Развитие координации рук и глаз.
Косвенная цель: развитие чувства прекрасного.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель вместе с ребенком готовят рабочее место.
На рабочем месте
должны быть подставка, бумага 3 цветных карандаша разного цвета, фигура-вкладыш с рамкой. Учитель кладет рамку точно на бумагу так, чтобы это было хорошо видно ребенку.
Одной рукой он плотно прижимает рамку к бумаге, а другой рукой в это время обводит вырезанную в рамке фигуру цветным карандашом.
На этом упражнении ребенок учится правильно держать карандаш и целенаправленно проводить линии.
Он начинает сверху и обводит контур фигуры против часовой стрелки. Затем он убирает рамку и кладет фигуру-вкладыш точно на изображенную фигуру. Одной рукой он держит фигуру-вкладыш за маленькую кнопку, а другой рукой обводит эту фигуру карандашом другого цвета. При этом он следит, чтобы движение руки было плавным и непрерывным.
Фигуру-вкладыш убирают.
Изображенную фигуру закрашивают одним из тех карандашей, которыми нарисован на бумаге ее контур. Для этого сверху вниз от одной границы фигуры до другой легко и свободно проводят вертикальные штрихи. Ребенок узнает, какой нажим нужен при проведении линий. Учитель предлагает ребенку сделать упражнение самостоятельно.
Контроль над ошибками: визуальный контроль. Положение граничных линий изображенной фигуры.
Дальнейшие упражнения:
- нарисовать одну за другой несколько фигур. Ребенок узнает, что с помощью геометрических фигур можно рисовать разные красивые узоры;
- фигуры можно полностью закрасить.
ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ
Цель:
Утончение тактильного чувства. Изучение алфавита через тактильные упражнения ощущения. Подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.
Материал:
Показать полностью…
На табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный. Фон табличек голубой или розовый, в зависимости от того, какому звуку (гласному или согласному) соответствует буква. В отдельных коробках сложены заглавные буквы и прописные.
Ход работы:
Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и работы вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой “а”.
Учитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть
Это упражнение с классическим Монтессори - материалом при подготовке к механическому письму. Материал имеет свою строгую презентацию ребенку и логически встроен во всю систему подготовки к письму. Утончение тактильного чувства ко времени работы с этим материалом уже наблюдалось у малыша в упражнениях со
специальным сенсомоторным материалом (шершавыми дощечками, парными табличками, лоскутками и т.д.). Теперь же тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой. Предлагаемое описание работы с материалом не является его презентацией ребенку, но лишь одним из упражнений.
ПИСЬМО НА ПЕСКЕ ИЛИ МАНКЕ
Возраст: 4 -5 лет.
Цель: Подготовка к письму. Утончение мелкой моторики
Материал: Набор табличек с шершавыми буквами. Плоский поднос с насыпанной на него манной крупой, тонкая палочка или деревянная спица.
Описание
1. Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он начинает работы работу с обведения двумя пальцами шершавой буквы на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с манкой. Сквозь манку проглянет изображение буквы. Его можно повторить еще и еще раз, встряхивая манку после каждого написания.
2. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки, обведя ею сначала шершавую букву, а потом проведя очертания буквы по манке.
ПИСЬМО МЕЛОМ НА ДОСОЧКЕ
Для развития будущего навыка письма Мария Монтессори давала детям в руки мел, чтоб они рисовали. Работа с мелом превзошла все ожидания. Сначала один ребенок, а затем и другие начинают пробовать писать буквы, и это занятие становится всеобщим увлечением.
После упражнения с мелом подобная работа велась на черных дощечках. Когда дети выучились писать на грифельной доске мелом, они приучались писать не только слова, но и фразы.
Важным моментом в обучении письму и чтению М. Монтессори считала оказание помощи слабым.
Первая помощь, которую может оказать учитель, —пронести вспомогательные линии на доске, чтоб ребенок придерживался определенного размера букв и направления.
Вторая помощь заключается в том, чтобы увидеть детей, которые побаиваются писать на доске, и предложить им упражнения для повторения ощущений (вспоминание формы букв из шероховатой бумаги).
Приходите на бесплатную экскурсию в клубы "Монтессори-Сити" и опытные м-педагоги продемонстрируют Вам материалы для письма в зоне русского языка.
8 (499) 202-32-50