Давайте вместе разберёмся в минимуме домашних необходимостей для самостоятельности и развития ребёнка. На самом деле, этот список будет краток и легко воплотим в реальную жизнь.
Прихожая
Крючки для верхней одежды ребёнка, соответствующие его росту, стульчик или скамейка, на которую ребёнок может легко присесть для удобства в переобувании, отдельная и удобная полка для детской обуви. Не помешает и зеркало, лучше если ребёнок сможет там себя увидеть во всей красе, в полный рост.
Одежда для ребёнка
Детская одежда играет огромную роль в жизни ребёнка, причём он прочно идентифицирует её как непосредственную часть себя. Пока ребёнок не адаптировался в новом месте, он не захочет оставлять там вещи своего личного гардероба. Большинство процессов: переодевание, стрика, хранение, – так или иначе связано с домом. Это такая же часть домашней среды, как и интерьер, мебель, игрушки.
Скажем своё веское нет неудобным/тугим/мелким пуговицам, тем более сложной формы, непосильным застёжкам, сложным шнуровкам и бантикам, неудобным молниям, особенно в местах, куда ребёнок и добраться-то не в состоянии (например на спине). Штаны нужны свободные, на эластичном поясе. При выборе одежды именно удобство ребёнка должно быть приоритетным, а не стильность-красивость.
Ребёнку просто необходима своя полка для одежды, куда он легко и без усилий должен иметь самостоятельный доступ, там должен храниться необходимый запас одежды, рассчитанный на текущую погоду, и ещё один, запасной комплект. Избыточную одежду нужно убрать в место хранения.
Кухня
Ребёнку необходим свой собственный комплект посуды: тарелка-ложка-кружка, который хранится в доступном для него месте. Он может самостоятельно его достать и поставить на стол. Хорошо, когда есть свой собственный небольшой кувшин для напитков, из которого он может налить себе воды-морса-компота тогда, когда он САМ этого захочет.
Можно и нужно привлекать ребёнка к накрыванию стола, эта активность ребёнку нравится, кроме того, это хороший тренинг и для моторики, и для координации движений.
По возможности ребёнку нужно предоставить доступ к источнику воды, чтобы он мог мыть посуду самостоятельно.
Детская
Ребёнку нужны соразмерные стол и стул, которые он может передвигать по мере необходимости. Стеллаж – полка для хранения игрушек-книг-бумаги и всех прочих необходимостей для ежедневной плодотворной деятельности.
Игрушки
Позвольте ребёнку самостоятельно отобрать по 3-5 самых важных книг-игрушек, их не должно быть много, да и организовать самостоятельную уборку нескольких предметов ребёнку пока сложно. Книги-игрушки лучше подвергать периодичной ротации, меняя их время от времени, обязательно согласуя изменения с ребёнком. Храниться книги-игрушки должны организованно. У каждой вещи-книги-игрушки должно быть своё собственное место, но не общая коробка или корзина. Сломанные игрушки следует немедленно убирать. Затем их можно, при возможности, чинить или выбрасывать. Повреждённые книги нужно «лечить» вместе с ребёнком. Повреждёнными или некомплектными вещами пользоваться не стоит в любом случае.
Уборка
Ребёнку нужны отдельные, удобные и сопоставимые с ним предметы, предназначенные только для уборки: щёточка для сметания со стола, совок и веничек для уборки мусора с пола, маленькое ведёрко и тряпочка с губочкой для собирания пролитого и вытирания пыли, маленькая швабра, которой дети с удовольствием вытирают пол. Знание, что он может просто убрать последствия своих ошибок-помарок-неточностей (собрать за собой крошки на столе, протереть лужу пролитого компота, смести рассыпавшуюся землю из опрокинутого цветочного горшка), даёт ему позитивный опыт самостоятельности на всю жизнь: «Я МОГУ позаботиться о себе!». Кроме того, он берёт на себя ответственность за самого себя.
Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6)