О принципах организации домашнего пространства для ребенка (Ольга Ворожцова)
О принципах организации домашнего пространства для ребенка (Ольга Ворожцова)
О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РЕБЕНКА
(мой пост для родителей, возможно, кому-то будет полезен)
Когда ребенок начинает ходить в Монтессори класс, родители вдруг понимают, что их домашняя среда бывает не совсем соотнесена с потребностями ребенка и не способствует его развитию. Что же можно сделать при выстраивании домашней среды? Чем руководствоваться?
Как вы помните основная задача тоддлера – это осознать себя отдельной Личностью, и двигаться в сторону собственной Независимости и Самостоятельности. А значит главное правило при создании среды – это возможность максимально самому удовлетворять свои потребности (или с дозированной помощью).
Чтобы получить такое пространство, необходимо провести ревизию своего дома по следующим направлениям:
1. Безопасность пространства. Если пространство не безопасно, то и о самостоятельности не приходится говорить – вы будете беспрестанно контролировать своего ребенка. ! Что нужно учесть: мебель, электричество, бытовая химия, доступ к лекарствам, замки и двери, газ, животные в доме, острые и мелкие предметы. Какие еще варианты у вас?
2. Доступность реализации бытовых потребностей ребенка: - гигиениеческие потребности – возможность помыть руки (подставка), сходить в туалет, поменять трусы, памперс. - уход за собой – одежда в доступе, в количестве, из которого ребенок в состоянии сам сделать выбор. Оборудованное место хранения и место для переодевания. ! Что нужно учесть: крючки, зеркало, шкафы и полки – на уровне ребенка. - потребность в еде – оптимально – свой стол и стул, возможность взять посуду, налить воду, что-то приготовить. Участие в кухонной жизни очень востребовано и любимо в этом возрасте! - потребность в отдыхе: зона сна – низкая кровать, чтобы ребенок мог сам вставать и ложиться, место для спокойных занятий – чтения, созерцания (видела варианты, когда такую зону оборудуют на подоконнике. Вообще, смотреть в окно – отличное занятие!).
3. Создание возможностей для удовлетворения потребностей в развитии. Различные материалы, с помощью которых удовлетворяется сензетивный период ребенка. Материалы располагаются на полках на уровне доступа ребенка. Количество таких материалов не большое.
4. Возможность убирать за собой. Каждый предмет в доме, которым пользуется ребенок, имеет свое место – чтобы было постоянство: где взять и куда убрать. По возможности – количество вещей не большое. А также хранение предметов в доступе ребенка, чтобы он был в состоянии справиться с уборкой сам.
5. Применение на практике того, что ребенок может уже делать. Понятный и постоянный алгоритм действий. Если ребенок научился что-то делать – создавать возможность для реализации этого умения. Если научился пить - то в доступе возможность самому попить.
6. Доступные и постоянные презентации от родителей – как пользоваться тем или иным предметом. Проговаривать действия медленно, четко.
7. Упорядоченность домашнего пространства для ребенка. Это также важно для чувства безопасности (есть в этом мире порядок, стабильность) и для проявления самостоятельности. В этом очень помогает зонирование пространства: зона сна, зона еды, зона одевания, зона гигиены, зона спокойных занятий, зона двигательной активности. Когда есть определенные границы и зонирование, ребенку легче понять и применить на практике, где что позволительно.
До этого были названы больше функциональные характеристики домашнего пространства. Но ребенок очень чувствителен и эмоционально восприимчив к самой атмосфере дома – как внутренней, так и внешней.
Внешняя атмосфера – это красота, уютность, сочетаемость предметов, цветовая гармония дома, исправность предметов в доме. Внутренняя атмосфера – это гармония ваших внутрисемейных отношений, семейные традиции, чувство – когда дома хорошо!
Ольга Ворожцова - монтессори-педагог "Монтессори-Сити" на пл. Лось
Присоединяйтесь к нам!
Детские клубы "Монтессори-Сити"
8 (499) 202-30-60