ЗАПРЕЩАЯ ЧТО-ТО - ПРЕДЛАГАЙТЕ АЛЬТЕРНАТИВУ!
Запрещая годовасику играть заинтересовавшим его ножом, малыша отвлекают другим ярким и безопасным предметом.
Почему-то забывают про этот прием с детьми более старшего возраста. Просто говорят: «Не делай так!» и не предлагают варианты, что можно делать вместо этого.
Ребенок прыгает на кровати. «Нельзя!» Но у него есть потребность в движении. Значит, скорее всего, он вас не послушает. А виноват в непослушании будет не ребенок, а родитель, который не предложил разрешенную альтернативу для удовлетворения потребности. Варианты возможны разные. Вывести на прогулку, чтобы ребенок напрыгался там. Или завести дома мяч-прыгун. Или маленький батут.
«Нельзя дома кидаться мячом!» – обоснованный запрет. Мячом можно разбить хрупкие вещи. Еще нельзя кидаться пластмассовыми игрушками, потому что бывает очень больно при попадании. Но есть потребность «кидаться» или как-то еще выплескивать энергию. Можно кидаться бумажными «снежками», комкая листы бумаги или газету — это весело и безопасно.
Школьнику невозможно запретить «весь день сидеть за компьютером». Даже если этот компьютер убрать из дома. Ребенок просто уйдет туда, где есть компьютер. Например, к приятелю. Или найдет другую возможность вернуть себе любимое занятие. Нужно не просто запрещать, а развивать сферу интересов школьника, наполнять его жизнь другими увлекательными занятиями. Для этого требуются усилия, терпение и время родителей. Поднимать себя с дивана, бросать дела и идти вместе с ребенком что-то новое пробовать, чем-то увлекаться.
Подростку невозможно запретить общаться с «дурной компанией». Он начнет врать, изворачиваться, но общаться с ними не перестанет. Если у него есть потребность в общении с «дурными», значит, он либо разделяет их интересы, либо ему больше не с кем общаться… В этом случае необходимо провести работу по формированию других интересов, ценностей, развитию коммуникабельности и заведению новых знакомств. Опять усилия, терпение, время. Но одним родительским запретом ничего не добиться…
Запрещая что-то — предлагайте альтернативу.
психолог Анна Быкова.