Логопед
ЛОГОПЕД в СВАО
(м.Отрадное, Бибирево, Алтуфьево)
Если Вы уже поняли, что Вашему ребенку нужна помощь логопеда, мы окажем её, подберём индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Мы работаем почти со всеми видами речевой патологии.
____________________________________
ЗВОНИТЕ В БЛИЖАЙШИЙ К ВАМ ЦЕНТР "Монтессори-Сити":
1). м. Отрадное, ул. Декабристов, 27
3 этаж, офис 300 – высокое здание с антенной наверху (бывшая АТС)
тел.: 8 (499) 202-32-50, 8(903)208-88-28
(2 минуты от метро)
_________________________________________
Какие бывают нарушения речи у детей
Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает речь со своей точки зрения, решая свойственные ей задачи. Логопеды медицинских и педагогических учреждений при описании одного и того же речевого дефекта используют разные термины. Родители часто бывают в растерянности, сталкиваясь с разными речевыми диагнозами своего ребенка.
Существуют две основные классификации речевых нарушений, которые встречаются в логопедической практике: одна – клинико-педагогическая, вторая – психолого-педагогическая.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
Основные виды нарушений речи, выделяемых данной классификацией:
- Дислалия
- Ринолалия
- Дизартрия
- Алалия
- Задержка речевого развития (ЗРР)
- Заикание
- Дисграфия и дислексия
Психолого-педагогическая или педагогическая классификация речевых нарушений
Выделяют две группы:
Нарушение средств общения:
-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
-Общее недоразвитие речи (ОНР).
Нарушения в применении средств общения. К этой группе относится заикание.
Дислалия
Дислалия — нарушение звукопроизношения. Это одно из наиболее часто встречающихся у детей нарушений речи. О дислалии говорят в тех случаях, когда у ребенка нормальный слух, достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок.При дисласии звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать.
Если же у ребенка недостаточно сформировался фонематический слух, в его речи возможны замены (вместо ШАПКА — САПКА, вместо КОЗА -КОСА) или смешение звуков, когда ребенок может правильно произнести звук, но не всегда делает это.
Существует несколько видов слуха. Благодаря физическому слуху мы слышим и различаем вообще все звуки окружающего мира. Глухие люди его лишены. Все знают о музыкальном слухе. Он помогает нам воспринимать язык музыкальных произведений. Речевой слух дает возможность различать все тонкости звучащей речи. Можно обладать прекрасным музыкальным слухом и плохим речевым, или наоборот.
Речевой слух включает в себя фонематический слух.
Несовершенство фонематического слуха может стать одной из причин появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
Ринолалия
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.В настоящее время ринолалию выделяют в самостоятельное речевое нарушение, ранее ринолалию рассматривали как одну из форм механической дислалии.
Характерным для ринолалии является патологическое изменение тембра голоса. При образовании звуков речи воздушная струя проходит в полость носа. Это бывает при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. Тембр голоса оказывается избыточно назализованным.
Кроме того, при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна.
Дизартрия
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.В переводе слово дизартрия означает расстройство артикуляции. Оно возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Причиной этого является парез мышц артикуляционного аппарата. Прежде всего ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Он становится неловким, непослушным, при высовывании может отклоняться в сторону. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Мышцы лица тоже малоподвижны, поэтому мимические движения невыразительные и однообразные. Ребенок с трудом надувает щеки, хмурит и поднимает брови. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии), например, когда ребенок пытается поднять язык с помощью нижней губы и челюсти. При выполнении движений обычно усиливается слюнотечение, которое тоже является одним из характерных признаков дизартрии.
Алалия
Алалия – тяжелое расстройство речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни ребенка, когда развитие мозговых систем, наиболее важных для становления речи, еще не закончено.При алалии речь или совсем не развивается или же развивается с грубыми отклонениями несмотря на то, что ребенок:
- находится в речевой среде,
- имеет нормальный физический слух,
- обладает речевым аппаратом без аномалий в анатомическом строении, параличей или парезов,
- имеет потребность в общении с окружающими, активно использует коммуникативные жестово-мимические средства,
- не является умственно отсталым, доречевой период проходит без существенных отклонений в развитии.
На сегодняшний день в литературе выделяют сенсорную и моторную алалии. Решающее значение в лечении и обучении детей с алалией имеет пластичность детского мозга – способность здоровых клеток мозга замещать те, которые по тем или иным причинам не включились в работу.
Задержка речевого развития (ЗРР)
Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет происходит доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.В качестве основных выделяют несколько причин возникновения ЗРР: неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка, особый, врожденно обусловленный, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.
Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.
Заикание
Заикание (логоневроз) – сложное речевое расстройство, механизмы которого до конца не раскрыты. У специалистов нет единства во взглядах на причины и сущность заикания. Заикание (логоневроз) остается одним из самых непонятных и трудноустранимых нарушений речи.Традиционно заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешние проявления заикания описаны достаточно подробно. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхании и голоса.
Основной симптом заикания – судороги мышц речевого аппарата. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать говорить и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата.
Начало заикания может быть различным. Иногда запинки появляются стремительно, внезапно. В других случаях заикание возникает постепенно, незаметно для окружающих. Ребенок растягивает гласные, останавливается, повторяет слоги или слова.
До настоящего времени в литературе нет единой точки зрения на то, почему дети начинают заикаться. Но практически все исследователи выделяют ряд факторов, имеющих значение при появлении заикания.
- Определенный возраст ребенка,
- Состояние центральной нервной системы ребенка,
- Индивидуальные особенности речевого развития,
- Наличие психической травматизации,
- Генетический фактор,
- Пол ребенка
Независимо от того, какой из этих факторов является ведущим в возникновении заикания, можно считать, что он снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка. Как правило, для возникновения заикания необходимо сочетание нескольких факторов.
Дисграфия и дислексия
Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения.Дисграфия и дислексия – неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно. Полная неспособность читать – алексия, полная неспособность писать – аграфия.
1). м. Отрадное, ул. Декабристов, 27
3 этаж, офис 300 – высокое здание с антенной наверху (бывшая АТС)
тел.: 8 (499) 202-32-50, 8(903)208-88-28, (3 минуты от метро)
Также Вас может заинтересовать:
Детский сад на полдня
Монтессори 3-6 - развивающие занятия
Адаптация к детскому саду
Психолог для детей